Поезд в Пусан (Южная Корея, 2016)



Посмотрите корейский зомбо-фильм «Поезд в Пусан» и попробуйте сказать, что даже в условиях глобализации у кино нет национального характера. Уж куда можно пойти дальше в национальном обезличивании, чем в теме зомби? Но и тут корейцы выдали нечто свое, заметно отличающееся от западного.
Дело не в том, что корейские кровожадные мертвяки в отличие от большинства западных совсем не «ходячие», а очень даже «бегающие». Носятся как угорелые или прямо как укушенные. Чтобы ни говорили, но это не восточная фишка. Это тренд мировой. Сегодня режиссеры всех стран постепенно переходят от двигающихся в ритме сонных мух к носящимся в темпе бешеных собак зомбакам. Это, конечно, правильно. На сомнамбулическом старье зрителя сегодня в напряжении не удержишь и десяти минут. Тем более не испугаешь.
Корейская отличительная черта связана не с этим. Они откровенно и не пытаются испугать зрителя. Хотя черт его, корейского зрителя, знает. Может, там люди специфические, и они взирая на «Поезд в Пусан» непрерывно обделывались. Западный, в том числе, и российский зритель более закален. Мы, в конце концов, еще в детстве прошли через «Вия». Вот там панночка – всем зомби зомби. Нет, корейцы удивили необычно большим процентом драматургии и вообще драмы. Их фильм получился не о зомби, а о человеческих чувствах и отношениях.
Дело в подборе персонажей поезда, который станет жертвой зомби-апокалипсиса. Молодой папа и маленькая дочка, две милые старушки, громила-гопник, нежно заботящийся о беременной жене, парочка подростков из бейсбольной сборной, конченый эгоист бизнесмен. И еще несколько типажей. Сценарий выстроен очень грамотно, персонажи вводятся в сюжет плавно, зритель знакомится с ними постепенно. Да, и еще: удивительно, но корейцы, оказывается, совсем не на одно лицо. Они такие разные! Ну просто как мы.
Дальше история кровавой бани в поезде сосредотачивается не столько на мертвяках, сколько на этих пока еще живых персонажах. Отношения между ними умудряются развиваться даже среди локального конца света. Чувствительные зрители обязательно пустят слезу. Это в фильме-то про зомби!
Самые важные мысли, они прозрачны. Да-да, в «Поезде в Пусан» не только резня, но и мысли присутствуют. Не самые оригинальные, но доносимые понятно и чувствительно. Прежде всего, становится ясно, что настоящие зомби не те, что щелкают окровавленными челюстями и вгрызаются в плоть. Настоящие зомби одеты опрятно, пена изо рта у них не идет, они разговаривают вполне членораздельно, но выгрызают у других душу. То есть люди, с которыми ты заперт в тамбуре, могут оказаться страшнее тех мертвецов, что рвутся из вагона. Ну а дальше люди делятся на тех, кто и укушенный остается человеком, и на тех, кого и кусать не надо – сволочью был, сволочью и останется.
Возможно, даже наверняка есть в фильме логические нестыковки, натяжки, переигрывание. Уверенно не хватает ужаса, вроде бы необходимого признака фильмов о зомби. Зато здесь есть море кровищи, примечательные персонажи, неплохой сценарий и сопереживание героям. То есть в наличии все необходимые для хорошего кино составляющие.

7 из 10
Tags:
Walking Dead вам в помощь (я имею ввиду игру, оригинальный комикс не читал, сериал не смотрел). Там персонажи и характеры на первом месте, общая атмосфера безнадёги на втором (а какая музыка!), а всякие зомби - на последнем.

PS
Бегающих зомби, как мне кажется, впервые изобрели в фильме "28 дней спустя".