К. Дж. Сэнсом. Камни вместо сердец



Пятый роман Кристофера Сэнсома о горбуне Шардлейке «Камни вместо сердец» включает в себя полный набор присущих серии черт. Горбун ведет параллельно несколько дел; в расследование замешаны сильнейшие люди королевства; Шардлейк проявляет тотальную заботу об униженных и оскорбленных; детективная часть имеет слабую развязку; опять последует внезапное озарение от случайно оброненной кем-то фразы; в книге присутствуют размышления больше подходящие сегодняшней Европе – о ценности человеческой жизни, о жестокости тиранов и так далее. Казалось бы, ничего особенного. Но! Книга-то опять удалась.
Автор настолько уверен в себе, своем герое и своих книгах, что не спешит погружать читателя в детективную интригу, не подкидывает ему трупы или коварные загадки. Нет, идет вполне себе даже не детективный роман в декорациях XVI века. Шардлейк с легкой руки королевы получает банальное и скучное дело и отправляется из Лондона в провинцию.
Дело связано с какими-то семейными делами, с опекой над несовершеннолетними детьми. И ничего-то в нем захватывающего. Даже смерть первого заявителя по этому делу общепризнано определена как самоубийство. Сам Шардлейк не находит, в чем тут можно подкопаться.
Кроме этого основного расследования, горбун решает выяснить семейную же тайну сумасшедшей женщины из предыдущего романа. По удивительному совпадению места, где можно покопаться в прошлом полоумной, находятся неподалеку от местопребывания семейства из первого расследования.
Да, кстати. В пятом романе как нигде до сих пор ощущается влияние на сюжет предыдущих частей. В этом смысле вся серия о Шардлейке довольно сильно связана. Читать романы вразнобой можно, но лучше не надо. Порядок тут важен. Сэнсом продолжает храбро вести линейный рассказ о жизни своих персонажей. О самом Шардлейке и о людях, с ним связанных.
В предыдущем романе мы дошли до 1543 года. Здесь же речь пойдет о лете 1545 года. Время и место действия автором выбраны не случайно. Он по-прежнему в словосочетании «исторический детектив» не дает первому слову уйти в тень второго. История тут важна. А летом 1545 года произошла попытка морского вторжения французов в Англию. И даже небольшое морское сражение. В эпицентр этих событий и бросает автор своего героя.
Шардлейк проведет много времени в одной из рот лучников, направляющихся к побережью. Он заглянет и на боевой корабль. Не только стоящий на якоре, но даже идущий в бой. Конечно, туда приведет его расследование, так мало обещавшее в начале и так разросшееся к концу. Ворвется в ход расследования давний враг Шардлейка. Таким образом и это мелкое по началу расследование выведет горбуна к подножию трона. К опасному, надо сказать, подножию.
И таки да, основные детективные ниточки автор распутывает небрежно, без огонька и изюминки, без мудрого раскладывания по полочкам, без блестящего финального монолога сыщика. Кстати, тут мне наконец удалось предвосхитить финал и успеть самому угадать главную задумку автора.
И вот так посмотришь на это своё описание книги и подумаешь: ерунда наверное какая-то, не стоит внимания. Но ведь нет, опять же понравилось. Сэнсом удивительно ровен. Он всё еще крепко держит стяг и не понижает планку. Историзм здорово компенсирует детективные недостатки.

8 из 10