Джаспер Джонс - рецензия



Лично я купился на фильм «Джаспер Джонс» исключительно из-за подачи его как детективный триллер. На проверку это оказался фильм не о том и не для тех, то есть не для нас. Слишком умное и не слишком бодрое кино по знаменитой там у них книге (о которой тут у нас никто не слышал). Хотя да, детективная линия заманухи ради вполне присутствует.
Сначала несколько слов о книге из того, что мелькнуло в интеренетах. Книга примерно 2010-2011 года. Сильно премированная в категории чтива для подростков. Кто-то из критиков дошёл до уподобления ее «Убить пересмешника». Ну да, судя по фильму какая-то малая толика подобия есть. В «Пересмешнике» идет рассказ от лица маленькой девочки о расовых проблемах в американской глубинке. Здесь глазами 14-летнего парнишки показана австралийская глубинка образца 1969 года.
Не знаю, как в книге, но в кино как-то особо расовая проблема не выпирает. Хотя да, есть тут и мелкие нападки на семью то ли китайцев, то ли кого-то на них похожих. Есть тут и почти безосновательное подозрение в убийстве мулата Джаспера Джонса. Но поскольку он вопреки названию не выходит главным героем фильма, то и расовая тема уходит в тень.
Главный герой – мальчик-ботаник Чарли. Прилежно посещает библиотеку, много читает, вечера чинно проводит дома. Семья внешне добропорядочная. Мать домохозяйка, отец вроде школьный учитель. Какой-то достаток присутствует и вроде бы всё у них хорошо.
Было хорошо, пока однажды ночью к Чарли не постучался молодой мулат Джаспер Джонс. Он отвел паренька в лес, где они принялись созерцать висящую в петле девушку, невесту Джонса. «Да ты что, брат, это не я ее. Но все подумают на меня. Помоги ме ее снять и похоронить». Так они и делают.
Дальше городок встаёт на дыбы – пропала девушка. Перед горожанами выступает убитый горем отец пропавшей. Формируются поисковые партии, перетряхиваются окрестности. А Чарли, скованный словом молчать, пытается сам найти виноватого.
И в общем бы из этого сюжета мог бы вырасти приличный детектив, кабы такова была цель создателей книги и фильма. Но нет. Они выше этого, они за умный жанр, за социальные проблемы. И принимаются мусолить первую юношескую влюблённость, провинциальную безысходность, тоску зелёную, нетерпимость расовую. Перед глазами Чарли проплывает вся городская грязь. А он, как подразумевается авторами, взрослеет.
Благородная цель, ничего не скажешь, но фильм от этого проигрывает в зрелищности и в интересе. Актеры молодцы, стараются и всё у них получается, но кадр не наполнен действием, следить почти не за чем, убийственная скука поражает не только горожан, но и зрителя.
Для нашего зрителя ситуация осложняется незнакомством с австралийской действительностью и с самой книгой. Многое для австралийцев проходит как само собой разумеющееся, но совершенно непонятное для нас. Многое, возможно, хорошо раскрыто в книге, но как-то слегка присыпано песочком в экранизации.
В общем, всё понятно. «Джаспер Джонс» - экранизация почему-то важной для них и совершенно неизвестной у нас книги. Поэтому и кино для них, а не для нас.

6 из 10
Tags: