Напарники - отличный спагетти-вестерн



Интересно, что в оригинале названия многих спагетти-вестернов и близко не похоже на то, как они прогремели у нас. «Пуля для генерала» (она же «Золотая пуля») на самом деле называется «Кто знает?» А такой абсолютный шедевр как «С динамитом в кулаке» много где известен как «Ложись, придурок». Стоит ли удивляться, что и безликие в нашем переводе «Напарники» по-испански именуются «Мы готовы убивать, камрады»?
Впрочем, это не имело бы никакого значения, не входи «Напарники» в десятку лучших спагетти-вестернов. Да и с учетом этого название мало что значит. Лишь бы кино было отличным. А здесь отлично всё от начала до конца, от режиссера до композитора, от актеров до персонажей.
Снимал напарников Серджион не-Леоне, а Корбуччи. Но не зная этого легко попутать. Тот же композитор Эннио Морриконе, те же крупные кадры лица, та же тема мексиканской революции. Разве что легкости и комедийности в «Напарниках» больше, чем в творениях Леоне.
Начало фильма интригует и задает тон. Два человека с револьверами напротив друг друга. Женщина позади них. Свирепые слова и готовность к стрельбе. И далее сразу перескок в прошлое. Тут уж волей-неволей заинтересуешься, как это они докатились до поединка.
Герои способны заинтересовать и сами по себе. Первый – простой мексиканский крестьянин по кличке Васко (из-за вечно носимого на голове берета). Неграмотный, наглый, готовый при малейшей обиде схватиться за нож. Этакий аналог Чунчо из «Золотой пули» или Хуана из «С динамитом в кулаке».
Второй герой тоже прямой аналог Малыша или Джона из тех же фильмов. Лощеный наемник, голубоглазый швед, забредший в пучину мексиканской революции со своими целями. Эти цели тоже в лучших традициях лучших спагетти-вестернов остаются до конца неопределенными. Нам даже не понять, то ли он идеалист, то ли беспринципный циник. Васко из за белых брюк и черного пиджака прозвал его Пингвин.
В первую же встречу Пингвин вручает недоумевающему Васко доллар. И весь фильм Васко докапывается: зачем ты мне его дал? В конце концов он заражает этим вопросом и зрителя. Действительно, черт побери, зачем? В этом ощущается какой-то крутой замысел. Что ж, еще одна интрига, удерживающая внимание.
Сам сюжет заключается в следующем. Васко и Пингвин призваны одним из полевых командиров мексиканских банд привести с американской территории удерживаемого там лидера революционеров. Он единственный, кто знает код от захваченного полевым командиром сейфа. Но за ним охотятся и многие другие. Но уже по политическим причинам.
Есть тут и третья сторона – отлично выписанный хладнокровный злодей, абсолютное зло, убийца из убийц, преследующий главных героев. Крайне удачный персонаж. Бррр. У него счет и к лидеру революционеров, и к Пингвину.
Фильм в целом легкий. Это скорее комедия, местами переходящая в фарс. Но трупы тут валятся десятками. Кровищи еще больше, чем в более серьезных боевиках Леоне. Приключений навалом.
В то же время фильм «отличается умом и сообразительностью», он изобилует меткими фразами, отличными и запоминающимися диалогами. И даже на редкость умными деталями. Скажем, вся суть мексиканской революции передана буквально одной сценой.
Площадь нищего городка. Под прицелом ружей федералов идет голосование на выборах президента. Собственно ружья уже продиктовали выбор, и кто с ним не согласен. Валяется у расстрельной стенки. Васко чистит сапоги командиру федералов. Вдруг налетают какие-то вооруженные люди, с криками «Свобода!» перебивают федералов. Командир налетчиков сбрасывает с кресла труп федерала, садится на его место и протягивает ногу в сапоге Васко. Парень начинает чистить его сапог. Сцена – шедевр. Собственно она образно передает суть любой смены властных лиц без смены реальных отношений. Как бы у нас то же самое.
Ну да ладно. Через массу приключений, одно веселее другого, переступив через кучу трупов, Васко и Пингвин всё более и более сходятся. Но мы-то помним, что их дружба должна вернуться к заглавной сцене дуэли. Как же всё зациклится? Да и тайна врученного доллара не отпускает зрителя до самого конца. Кстати, она стоит долгого, почти двухчасового ожидания.

8 из 10
Tags: