П. Валё и М. Шеваль. Полиция, полиция, картофельное пюре!



Во всей серии романов Пера Валё и Май Шёвалль о Мартине Беке наиболее знаковой является шестая книга «Полиция, полиция, картофельное пюре!» Почему? Сейчас объясню.
Начнем с названия. Оно необычное и вообще непонятно, что обозначает. Да еще в русском переводе звучит совершенно по-дурацки. Шведское «Polis, polis, potatis gris!» куда изящнее. Да еще и срифмовано. Любое более простое название других романов серии можно забыть, но такое необычное сочетание как полиция и картофельное пюре – нельзя.
Но название это так, мелочи. Роман знаменует собой окончательный поворот авторов к социальному детективу, где социального и даже социалистического становится всё больше, а детективное отступает на второй план. Если «Розанна» (первая книга) еще чистый детектив, то последнее (десятое) произведение «Террористы» самое социалистическое. И перелом между этими крайностями наступил именно в районе «Полиция, полиция, картофельное пюре!»
Так из разряда исключительно развлекательных книг романы о Мартине Беке перекочевывают в раздел прозы на злобу дня. И что важно – на злобу нашего дня. Швеция времен Пера Валё в самых своих паршивых чертах существует сегодня за нашими окнами. Хуже того – она насаждается сверху как некое благо. Ну так почитайте Валё, посмотрите на это благо глазами человека, в нём выросшего, жившего и умершего.
Главное при рассказе об этом романе не задеть самую яркую деталь: почему именно так был назван роман. Это поистине шедеврально. Равно как и масса сатирических в отношении полиции сюжетцев. По причине пюре загадочно начатый и сложно распутываемый детектив на глазах превращается в комедийный фарс, а лучших сотрудников Бека начинают посещать мысли об увольнении из этого цирка.
Итак, детективная завязка. Дело было в южном полукурортном городе Мальмё. В ресторане одной из гостиниц кучка дельцов со своими ммм… женщинами устроила небольшой банкет. Во время речи главного господина в ресторан вошёл человек, подошёл сзади к господину, приложил ему к затылку ствол и выстрелил.
После чего преспокойно подошёл к окну, перешагнул через подоконник (дело было на первом этаже) и удалился в неизвестном направлении. Ни эмоций, ни криков, ни лозунгов. Сделал дело и ушёл. Его даже разглядеть никто не смог. И при таком обилии свидетелей у полиции ни одной конкретной зацепки.
Да еще у какой полиции! Надо заметить, что именно в этом романе наступает звёздный час патрульных Кристианссона и Кванта. Недоразумений в фуражках, и без того не раз отличавшихся в предыдущих частях. Очень многие полицейские, приступившие к расследованию по уровню интеллекта не уступают этой выдающейся парочке. Стоит ли удивляться, что дело, яйца выеденного не стоившее, так затянется и даже зайдет в тупик. И если бы не случай…
Вы спросите: в чём тут социальность? В тупых полицейских что ли? Отвечу: да, и в них тоже. Вопрос в том, почему ранее эффективная полиция так деградировала? Но не только с этим связан поворот настроения всей серии. Здесь важно, кто убитый и убийца? Почему было совершено преступление? И впервые убийцу более жаль, чем жертву?
Далее это станет нормой в романах Валё. Но первый удар колокола прозвучал именно в «Полиция, полиция, картофельное пюре!»

10 из 10