Фальшивомонетчики - рецензия



Хочешь получить кинопремию? Сними фильм о холокосте. Путь вроде бы известный, но ходят тут по-разному. Можно пройти неуверенно, на ощупь, оступаясь на каждом шагу как авторы «Собибора». А можно легко и красиво как создатели «Фальшивомонетчиков» 2006 года.
«Фальшивомонетчики» тоже о евреях, о концлагере, о плохих немцах. Но история подана немного под другим углом зрения. Действие фокусируется на Соломоне Соровиче, еврее, до войны виртуозно промышлявшем подделкой денег и документов. И всё бы было у него хорошо, не попадись он в руки полиции. Но и тут всё могло оказаться не столь плохо, не будь это полиция гитлеровской Германии. И загремел еврей Сорович в концлагерь.
Правда, загремел он туда до массовых еврейских преследований и не как еврей, а как уголовник. Воспользовавшись своим художественным мастерством, неплохо устроился, подрисовывая портреты охранников или настенную агитацию. Так бы, глядишь, протянул и до конца войны, но в 1944 году был переведен в лагерь смерти Заксенхаузен.
Но не всё так плохо. Оказывается, эсэсовцы собрали в спецбараке мастеров печатного дела и дали им задание штамповать фальшивые фунты да доллары. Сорович понадобился им как известный специалист в этом благородном занятии. Правила простые: есть деньги – будете жить, нет денег – будете умирать. Благо, с этим последним пунктом в Заксенхаузене нет проблем.
Эта дилемма и является одним из стержней сюжета. В пику Соровичу в команде фальшивомонетчиков присутствует социалист Бюргер. Он-то и ставит вопрос: делать деньги – помогать немцам вести войну, это преступление, это соучастие с немцами. Дескать, там, за стенкой барака наши братья ежедневно умирают десятками и сотнями, а мы тут не только отжираемся в тепле и на мягких постелях, но и помогаем немцам продлить существование своего режима.
Философия Соровича другая. Главное – выжить, а там посмотрим. Выжить любой ценой. Пусть даже ценой сотрудничества с немцами.
Гаденькая, на первый взгляд, позиция, да? А у Бюргера благородная? Не всё так однозначно. Эгоистичный, на первый взгляд, Сорович делает всё, чтобы окружающие его евреи могли выжить. Он буквально спасает жизни, выдавая немцам в срок продукт требуемого качества. А Бюргер? Неприятно фанатичный саботирует работу и ставит под угрозу жизни товарищей.
Вообще дилемма интересная. Даже выбор стороннего человека зависит от сиюминутного настроения. В конкретном фильме «Фальшивомонетчики» всё же положительным героем является Сорович с его желанием выжить любой ценой и вопреки всем – немцам с их жестокостью, коммунистам с их фанатизмом. Обвинить его было бы просто, не вытаскивай он вместе с собой товарищей.
Бюргер же вроде бы выглядит персонажем по меньшей мере неоднозначным, если не сказать отрицательным. Но если задуматься, то какова цены выживания Соровича сотоварищи? Если благодаря их работе немцы смогли продлить войну хотя бы на день. Сколько человек погибло за этот день?
В этом вопросе и был смысл советских наказаний за сотрудничество с врагом. Да, ты выжил, но на войне часто выживают только за счет кого-то другого. Ты говоришь: у меня не было выбора? Нет, был: сдохнуть самому или позволить убить кого-то другого.
Но фильм «Фальшивомонетчики» снимали не в СССР, а в Европе. Другая философия, другие ценности, другие ответы. Поэтому здесь Сорович герой, а Бюргер неприятный фанатик.
Впрочем, вне зависимости от ответов авторов фильма ценна сама данная зрителю возможность поразмышлять, ценна постановка вопроса. Это хорошо, это не беззубо как большинство других киноподелок.

8 из 10
Tags:
Так за Соровича дали чего, не понял?
Изложено хорошо.
Думаю - или дали, или облизали до непотребства. Почему-то "Лишнее звено" вспомнилось, Киселева, суккка... И захотелось сдать Ленинград.
Дали - в смысле премию? Отоварили Оскаром за лучший фильм на иностранном языке
Спасибо, так и думал.
Вот - настоящая ядрёная идеология, работают люди. А тут какие-то педерастичные малаховы с подвижным тазом и анализами ДНК...