И. Гончаров. Обломов



«Обломов» И.А. Гончарова – еще один пример хорошего романа в школьной программе. Или точнее для школьной программы. Ведь в большинстве произведения в ней сами по себе хорошие, только вот не детям бы их читать. «Обломова» же небезынтересно прочитать и детям. Правда, не всего.
Первая часть, первый день Ильи Ильича на диване – просто песня, раскрывающая девять десятых замысла. Дальше начинается откровенная тягомотина, по капельке добавляющая частички к окончательной мозаике. Если ограничить школьников только первой частью (да они сами себя ограничивают, не в силах пробиться дальше), то выйдет неплохо – и мысль автора постигнута, и стиль понят, и усталость вкупе с ненавистью к классике еще не зашкалили.
Лежит Обломов на диване бесподобно, Захар бесподобен, сам диван и старый халат шикарны. Если всего этого в жизни до Гончарова не было, это стоило придумать, так четко, ёмко и образно обрисовывается большущий типаж. Типаж, с тех пор вошедший и в литературу, и жизнь.
Говорят, в этом весь русский человек. Нет, конечно. Перефразируя Успенского: «Были б все как Обломов избалованы – были б мы давно завоёваны». И Штольц ведь не совсем немец. И Ольга совсем не англичанка. А Тарантьев с Мухояровым? Всё это русские люди. Только разные. Илья Ильич только крайнее проявление одной из сторон. Но он даже не вся сторона, не то что все стороны.
И всё же, и всё же… Если оставить прочитанным только начало, кое-что (да что там – многое) ускользнёт от внимания. Например, петербургская дворянская среда. Пустая, ничтожная в своих интересах и сплетнях, вечных разговорах ни о чём, в замене действительной деятельности одной лишь видимостью.
То есть если остановить чтение романа где-то тут, посередине, то Обломов станет истинным положительным героем, чуждым всего этого болота, не так уж неправым, сторонясь его, прячась от него в старом халате.
Дальше остаётся только бесконечная доброта Обломова. Но это совсем уж скучная история загнивания.
Книжка отравляет, заставляет снова и снова обращаться к Обломову, к обломвщине, чертыхаясь замечать за собой её черты, и пусть хотя бы только хотеть, но всё же хотеть искренне изжить эти черты из себя. А не получится. Всё равно во всех есть что-то от Обломова. В ком-то по чуть-чуть загнанном вглубь прочим от Мухоярова или еще кого, а в ком-то и побольше.
До свидания, Обломовы, большие и маленькие. Читайте книгу, смотрите кино.
Согласна, что этот роман актуален и полезен и сегодня, фактически в каждом из нас есть черты Ильи Ильича. Но при более внимательном прочтении возникает и вопрос - чем "сугубо положительные" Ольга и Штольц так уж лучше Обломова, чем они предлагают ему заниматься? Ездить в гости да злословить? Он не хочет этого делать, предпочитая лежать дома на диване, и это, пожалуй, тоже своеобразное отрицание всей пустоты и бессмысленности тогдашней "светской жизни". Беда Ильи в том, что он так себя и не нашел в жизни, а разве сегодня это редко случается? Безусловно, актуальность "Обломова" никуда не исчезла и за полтора столетия, его надо читать и сейчас, хотя стиль, разумеется, может показаться скучным и затянутым, особенно подростку или юноше.
Именно так. Хорошо сформулировано.
Мне кажется, нам сегодня сильно не хватает актуализированной под сегодняшний день классики. Точнее новых классиков, способных так выхватить наши проблемы, черты и особенности. Прежние прекрасны, но всё-таки...

Edited at 2019-02-11 06:26 pm (UTC)
Совершенно верно. Увы, прежние классические произведения сегодня почти никто не стремится читать, они кажутся устаревшими и неинтересными, а современная литература фактически не содержит основополагающих ценностей...
Не нужно классики под сегодняшний день. И настоящей довольно.
А кому она сложна, тому и актуализированная впрок не пойдет.
Вопрос не в сложности, вопрос в том, что "герои нашего времени" у каждого времени свои.