П. Джеймс. Убийственно просто



Первый роман Питера Джеймса «Убийственно просто» из серии детективов об английском полицейском Рое Грейсе дает достаточно оснований ознакомиться со всеми книжками автора. Неординарное развитие детективной интриги, интересные персонажи, более или менее честная полицейская работа – многочисленные плюсы перевешивают. Хотя и минусы тоже есть.
Уже начало романа приковывает внимание. Во время пьянущего мальчишника друзья решили пошутить над женихом. Напоили его, засунули в гроб и закопали в лесу. По пути в ближайший паб дружки погибают в автокатастрофе. И всё. Человек пропал, свидетелей нет, невеста в шоке.
Чуть позже всплывает еще один друг, чуть-чуть опоздавший на мальчишник. В курсе ли он планов друзей? Есть ли у него мотив воспользоваться моментом, чтобы избавиться от жениха? И как вообще вести такое расследование? В игру вступает британская полиция.
Знакомимся – Рой Грейс, главный герой десятка романов, вышедших с 2005 по 2018 годы. Соответственно, время действия эти самые годы, то есть наше время. Место действия – английский город Брайтон на южном побережье, практически лондонский курорт.
Рой Грейс супериндентант полиции Брайтона. Звание, как я понимаю, среднего веса. Не бог весть какой начальник, но и не последний патрульный. Руководитель группы расследования.
Что лично меня роднит с ним – возраст. Очень уж близко. И автор выписывает нормального мужика среднего возраста, многие проблемы или мысли которого мне понятны.
Да, здесь сразу следует заметить, что Питер Джеймс меня однозначно подкупил простой персонажей. Просто взял и срисовал людей из жизни. Нет у него никаких психопатов, как принято в сегодняшних детективах. Никаких заскоков и сложновоспроизводимых мыслей. Да и преступники не какие-то инопланетные маньяки, а самые обычные граждане с самыми понятными корыстными целями. Вы не поверите, но сегодня такой расклад становится редкостью.
Расследование ведется по всем правилам, с полным набором современных методов и подходов. Недаром автор благодарит в предисловии полицейское управление, позволившее ему понаблюдать реальную работу, проконсультировавшее детективщика. Конечно, некоторая доля условности расследования остается, но уровень достоверности здесь высок. Это тоже приятно.
Понемногу вокруг Грейса вырастают фигуры других полицейских, судмедэкспертов и прочих служак. У каждого, как и в случае детективов о Мартине Беке, прорисовываются характеры, семейные или иные житейские проблемы. Роман наполняется повседневной жизнью полицейских, а не только ходом дела.
Дело у Питера Джеймса, кстати, идет петлями. Автору страх как нравятся неожиданности. Поэтому он не открывает сразу все карты. Он не дает полного представления о том или ином лице, причастном к пропаже жениха. Даже когда читатель, вдохновленный очередным поворотом готов воскликнуть «Ну надо же! Теперь понятно», автор что-то прячет в рукаве для следующего удара. «Убийственно простое» дело в итоге выливается в сложную криминальную интригу. В общем, виден сценарист кино, видны киноприемы.
Минусов тут, в моем представлении, два. Первый – развязка. Слишком уж киношная. С погонями, стрельбой и перевернутыми автомобилями. Совсем не как в классических детективах. Я так не люблю.
Второе. Не знаю почему, но автор наделил Роя Грейса верой в сверхъестественное. И ладно бы мужик просто верил – нет, он обращается за помощью к медиумам. И ладно бы просто чудил этим – нет, в ключевом моменте расследования путь к разгадке указывает медиум. И это при том, что на руках у полиции имелись все данные, чтобы прийти к раскрытию стандартным, нормальным, естественным путем.
Ну да ладно, сцепив зубы, за увлекательный сюжет и отличных персонажей на первый раз этот грех автору можно и простить.

8 из 10