Мотылек (Франция, США, 1973)



По экрану несется какой-нибудь очередной супер-паук. Пиу-пиу!!! Бах-трах!!! Зритель такой: «Вау!» И по футболке с тупой надписью течет слюна вперемешку с непрожеванным попкорном. Нда-а, с компьютерной графикой и дурак может заставить зрителя рот разинуть. А ты игрой попробуй взять, яркими образами, сильной темой. Слабо? А раньше вон не слабо было. В 1973 году, в фильме «Мотылек».
Здесь играют актеры старой школы. Стив Маккуин – не сказать, чтобы я был большим знатоком кино 1960-70-х, но уж «Великолепную семерку» смотрел. Дастин Хоффман – он и в более поздние времена сильно отмечался. «Мотылек» 1973 года держится на их партнерстве.
Хотя главный герой тут определенно персонаж Маккуина. Он и есть Мотылек. Осужденный преступник, сосланный во французскую Кайену. Вот вы говорите «ГУЛАГ, Сибирь, Колыма». Но думается, тропический ад Кайены не слабее мертвящих морозов Колымы.
Мотылек заявляет себя невиновным. У зрителя, вообще говоря, нет оснований не верить ему. Но условия выживания в этом аду таковы, что в принципе становится неважным, виноват или нет. Зритель в той же степени сочувствует и невиновному герою Хоффмана – фальшивомонетчику Луи Дега.
Мотылек – маниакальный бегун. Для него не существует цели, в той или иной степени не подразумевающей побега. Свобода – единственное, что им движет, что его питает, что позволяет выжить в любых условиях. Но средства! Где взять средства на побег?
Ответ: у фальшивомонетчика Дега, умудрившегося пронести в Кайену (в известной полости внутри организма) тысячи франков. Проблемы для Дега ровно две. И обе подразумевают один и тот же конец. Первое: не один он знает, куда засунуты франки. Второе: Дега слишком хил и слаб, чтобы постоять за свою полость с кладом. Тогда он нанимает Мотылька, чтобы тот за известную плату обеспечил Дега безопасность.
И здесь, в самом начале фильма впервые проявляется характер Мотылька. Он мог бы и сам извлечь содержимое полости. Но им, кроме жажды свободы, движет определенный кодекс чести или простая человеческая порядочность. Каким-то образом Дега почуял эту черту напарника. Так началась дружба двух непохожих людей.
Хронометраж больше двух с половиной часов. Будет много сцен тюремной жизни в условиях Кайены. Сегодня уже многое не введет зрителя в шок и трепет, но в 70-х определенно било сильно. Сейчас больше бьют не декорации или условия, а игра актеров в этих декорациях, их умение заставить зрителя поверить в происходящее. Будет не одна и не две попытки побега. Множество испытаний и так далее. Множество попутчиков, входящих и выходящих из сюжетной линии.
Сама же линия так и останется прямой как стрела – путь Мотылька к свободе несмотря ни на что. И параллельная философия Дега, готового к приспособленчеству, но и способного бросить нагретое надежное местечко ради друга, ради устремлений друга, ради его мечты. Это очень сильное противопоставление и единство в противоречиях.
В отсутствии экшена фильм сегодня ощущается как немного затянутый. Но игра актеров, крепкая и понятная мысль, убедительные сцены каторги – всё это скрашивает два с половиной часа времени. Закончив просмотр «Мотылька», думающий зритель не скажет, что потерял зря время, которое мог бы потратить на «Суперпаукомстителей».

8 из 10
Tags: