Р. Гэлбрейт (Дж. Роулинг). Смертельная белизна



Первые две книги Роулинг-Гэлбрейт («Зов кукушки» и «Шелкопряд») определенно удались. Третья («На службе зла») скатилась в дамский роман, поставив под угрозу серию. Сильно сомневался, вытащит ли ее Роулинг после ухода в штопор. И вот он, момент истины – четвертый роман о Корморане Страйке «Смертельная белизна».
И сразу без всякой интриги вывод: нет, не смогла. Серия не вышла из штопора и хряснулась носом об землю. Только щепки полетели. «Смертельная белизна» еще меньше детектив и еще больше сопливая мелодрама. Причем и мелодрама-то плохая. По той простой причине, что автор не ставит целью как-то разрешить ее, нет, она тянет резину, откладывая дело на продолжение.
Настрой задает пролог. Несколько десятков страниц описания той самой свадьбы, которой кончается третий роман. Робин и муж, Робин и Страйк, опять муж, опять Страйк – и никак не решит бедная барышня, с кем остаться. И тянется это безобразие, тянется, в лучших традициях санта-барбары. Страдает героиня, страдают читатели, насмерть убит детектив.
Сама детективная история тут совершенно невнятна. Полкниги тянется какое-то скучное действо со слежкой в министерствах, подглядывание, подслушивание, жучки, выкраденные бумажки. Чего, зачем, почему, ради чего должен терпеть это читатель, уже прибитый мелодраматичностью, неясно.
Ну, ладно. Вот наконец происходит убийство. Но всё расследование опять же сводится к подсматриванию, подслушиванию, а не к интеллектуальной работе. Скука этой тягомотины регулярно перебивается очередным всплеском «мыльной оперы» под названием «Робин и Страйк». Объем забит массой бесполезных подробностей: кто и что скушал, как выглядит прическа, в какой момент и как именно Страйк ощутил боль в ноге, как устроена психика Робин и так далее и тому подобное.
Ну хорошо, через тернии добираемся до разгадки. И что? И ничего хорошего. Опять тут у нас банальный экшен с похищением Робин (неужели трудно придумать что-то новенькое), беседа по душам с главным злодеем, его исповедь (ну твою ж ты мать). Само дело даже не запутанное, а просто путанное. Какие-то слабо склеивающиеся обломки, микроскопические ясные одной только писательнице детали и слюни, слюни, слюни от мелодрамы.
Только руками развести. После блестящего начала такое падение. Может, первые книжки и вправду какой-то Гэлбрейт писал? «Смертельная белизна» может быть описана коротко: скука, хаос и сопли.

4 из 10