П. Джеймс. Убийственно красиво



Во второй книге о суперинтенданте Рое Грейсе Автор детективов Питер Джеймс выходит на крейсерский режим. В романе «Убийственно красиво» есть всё, чем характеризуются его дальнейшие книги. Интрига, не сразу раскрываемый сюжет, постепенно обнажаемые характеры задействованных в преступлении лиц, тщательная полицейская работа и личная жизнь полицейских из команды Роя Грейса.
Сюжет увлекательный, причем развитие его не очевидно. По этой причине можно простить автору некоторую надуманность и киношность – сказывается опыт работы сценаристом.
Некий Том Брайс случайно становится обладателем компакт-диска. Диск предоставляет доступ к порталу с запрещенным видео. Нет, не порнографического характера (хотя и это тоже присутствует), а убийственно красивого. Точнее, к видео с убийством красивой женщины. Реального убийства, без дураков.
Вскоре полиция обнаруживает в парке расчлененный труп. Без головы. Читатель-то уже связал эти два разбросанных в пространстве эпизода. Но для команды Роя Грейса этой связи пока нет. Зато возникают проблемы у Тома.
Э, тут лучше умолкнуть и перестать спойлерить. Интересующиеся прочитают сами. Достаточно сказать, что две истории в конце концов пересекутся. Причем самым драматичным образом. Фантазия у деда-писателя работает что надо. Следить небезынтересно. Хотя точно также бесполезно, как смотреть боевики по телевизору.
Интересно наблюдать и за авторскими приемами, которые во втором романе становятся стандартом. Он непременно повторяет вещи, которые очевидны прочитавшим предыдущую книгу. Почему именно такое прозвище у начальницы Роя Грейса? Как и когда пропала жена Роя? Какую музыку предпочитает сержант Брэнсон? Почему ездящие с ним в машине вылезают, благодаря бога за спасение? И многое другое. Автор определенно рассчитывает на людей, которые подключатся к чтению с любой части.
При этом действие второго романа плавно вытекает из первого. Между ними проходит буквально несколько дней. Рой Грейс, оказывается, вместо наград за успешно завершенное дело в «Убийственно просто» получает массу неприятностей и угрозу перевода в глухую провинцию. Ему на смену уже спешит свеженький выскочка из Лондона. Единственная возможность поправить ситуацию – быстро и эффектно раскрыть новое дело.
Вообще жизнь героев книги, полицейских кипит и бурлит. Она не застаивается, она развивается. Читатель постепенно проникается особенностями характеров членов следственной бригады. Они накрепко обосновываются в читательском сознании, перетаскивают сюда свои вещи, намекая: мы тут надолго, привыкай. И мы привыкаем. Причем с удовольствием.
Ребята эти все такие же разные как в романах Пера Валё. Разве что настрой Питера Джеймса более положительный. Он не критикует полицейских. У него они герои. Даже такие старые ворчливые и грубые задницы как сержант Поттинг (во многом похож на Ларссона из детективов о Мартине Беке).
Чуток мимоходом от автора, видимо, не самого толерантного англичанина попадает современным тенденциям. Самый большой грех которых заключается в подмене понятий, в замене истины эвфемизмами. Дескать, наименовали проблему красивым словосочетание и как бы уже ее решили. Молодец, дед, крепкий старый англичанин. Да и писатель не из последних.

8 из 10