Д. Аберкромби. Кровь и Железо



«Кровь и Железо» - начальная книга трилогии «Первый закон» и первая же вообще в творческой биографии Джо Аберкромби. Относительно молодой писатель, первый роман, несерьезный жанр – что может ожидать читатель от такого сочетания? Правильный ответ: всё, что угодно. Ни один из этих параметров сам по себе не гарантирует ни победы, ни поражения.
С чего начать? С общего или частного? Э, давайте как получится. О чем в целом «Кровь и Железо»? Прежде всего, здесь происходит знакомство читателя с миром. Мир у Аберкромби классически средневековый. Классически – это для фэнтези, где, наверное, девять из десяти книг происходит в этом антураже.
Мир не очень обширен, но четко разделен. Не всегда ясно, по материкам или просто так, но в целом: в центре (европейский климат) цивилизованное королевство, на севере дикие племена, на юге агрессивная империя. Есть еще загадочный мир запада, мир Старой империи, но что там и как чуть-чуть приоткрывается только во втором томе. В целом ничего примечательного.
Ладно, понятно. Двигаемся дальше. А дальше речь идет о представлении главных героев. Тех самых, из которых автор сколачивает группу, которой предстоит выполнить некую миссию. Ну, примерно как во «Властелине колец» (коим почти исчерпывается мой небогатый фэнтезийный опыт).
И вот тут Аберкромби раскрывается. В героях он оказывается весьма силен. Не только в из создании, но и в их представлении читателю. Я откровенно не люблю, когда авторы просто описывают персонажей. Дескать был он такой-то и такой-то, любили его за то, ненавидели за это. В таком подходе вскрывается слабость писателя. Ею грешили даже такие номинально великие как Лев Толстой.
Но Аберкромби не таков. Он не описывает героев, он их показывает, он им дает говорить, он не берет на себя роль сурдопереводчика. Персонажи раскрываются сами и не сразу. Знакомство с ними превращается в отдельное удовольствие. Только-только вроде бы подбираешь тому или иному герою некий стандарт, как он выкидывает коленце, рвущее шаблоны.
Герои сами по себе выходят противоречивые, неоднозначные, короче, живые, не какие-то картонные куклы. Среди них нет абсолютного зла, нет абсолютного добра. Злые награждаются кое-какими симпатичными чертами, добрые наоборот… Хотя тут лучше сказать, что добрых нет вообще. Каждый со своими тараканами. Да еще и не всегда дружит с ними.
Ядро крайне любопытных героев складывается из:
Логен, он же Девять Смертей. Северный варвар, легендарный воин, безжалостный убийца, но надежда и опора всей складывающейся компании.
Капитан Джезаль дан Луфар. Молодой напыщенный аристократ, гвардеец короля, заносчивый до глупости, как и положено аристократу.
Ферро Малджин. Безумная воинствующая амазонка с далекого юга. Сочетает черты раскосых наций и негроидов. Дикая, необузданная, предельно грубая хамка.
Байяз. Первый из магов. Судя по всему хитрющий старикашка. Себе на уме. Но поначалу читатель проникается к нему доверием. Кому же еще верить, как не магу, возглавляющему экспедицию? Ассоциации с Гендальфом обязывают. Но слишком уж доверять ему не следует.
Далее следует ряд персонажей, не попавших в славную компанию. Например:
Занд дан Глокта. Королевский инквизитор (здесь инквизиция представляет собой некую службу безопасности, наделенную карательными функциями). Изувечен южанами, страдает от болей, едва передвигается с тростью, потерял большую часть зубов. Зол на весь мир, циничен и предельно рационален. Безжалостен. На фоне его суровости буквально поражают проскакивающие человеческие черты, что и роднит с ним читателя.
Основное действие этой части разворачивается в центре срединного королевства. Тут плетутся придворные интриги, инквизицией расследуются дела, маг сколачивает компанию для таинственной миссии.
Параллельно прослеживается судьба группы северных воинов, соратников Логен, Девяти Смертей. Они перемещаются по Северу, сражаются и выживают. На юге творятся странные и всё более напрягающие дела.
Автор не затягивает сцен, темп повествования не снижается, персонажей много, представление каждого занимает какое-то место, оттого весь первый том и уходит на подготовку. Надо заметить, совсем нескучную для читателя. При хорошем раскладе всё это – ружья, развешанные автором в первом томе. Интересно, смогут ли они дать слаженный залп к последнему тому?
А так завязка ободряющая. И если бы не несерьезность жанра, можно было бы поставить оценку повыше. Но и так хорошо:

7 из 10