Д. Аберкромби. Прежде чем их повесят



Хорошая новость: я оказался подвержен обаянию фэнтези. Не всякого, конечно, поскольку Патрик Ротфусс сыграл неважно, но Джо Аберкромби совсем другой случай. Вторая книга серии «Первый закон», роман «Прежде чем их повесят» не разочаровывает. В ней продолжаются традиции первого тома, и развивается действие основных сюжетных линий. Никакого застоя.
На самом деле автор так бойко начинает закручивать сюжеты, разводить их географически, что становится тревожно: а сможет ли он потом свести всё это воедино?
Продолжается северная одиссея банды бывших сподвижником Логена Девять Смертей. Свирепые мужики прорубаются сквозь толпы противников, несут умеренные потери и продвигаются к югу.
Самый харизматичный персонаж серии инквизитор Глокта заброшен начальством за море в осажденный врагами город. Перед ним две задачи. Первая: с мизерными силами отстоять город перед лицом в сто раз превосходящего врага. Вторая, почти детективная: найти крота в правящем совете города.
Основная же группа товарищей, «братство мага Байяза» марширует на дикий запад в поисках некоего артефакта. Это, конечно, основной фокус романа. Тут и главных героев больше (маг Байяз, его ученик Ки, воин Логен Девять Смертей, воительница Ферро, избалованный аристократишка Джезаль и навигатор Длинноногий) и отношения между ними интереснее.
Пожалуй, эти отношения едва ли не самое интересное в томе. Такая разнородная группа, вечная грызня, противостояние характеров, привычек, обычаев и воспитания. Никакой сопливой слащавости, нет оснований ожидать всеобщего умилительного примирения. Каждый в различных ситуациях проявит себя в соответствие с очерченным автором характером. Всё неожиданно хорошо и… достоверно, даром что фэнтези.
Параллельно этим сюжетным линиям в мире Аберкромби развиваются события большой политики и войны. Разбросанные автором группки главных действующих лиц вписываются в глобальные события, захватываются ими, порой даже уничтожаются.
В случае книг Ротфусса я сетовал на то, что он никуда не движется, у него ничего не происходит, нет сюжета. Аберкромби же вторым томом запугал размахом событий и массой параллельно живущих сюжетных линий. Закралось подозрение, что он не сможет их связать, и тщательно выстраиваемое здание в третьем томе попросту рассыплется.
Забегая вперед, могу сказать, что оно таки не рассыпалось. И это-то больше всего удивляет. И радует. Вот, казалось бы, и бестолковый жанр, а может и он увлекать. Мастерство автора проявляется не только в хорошо отработанной истории, не только в достоверных конфликтах характеров, его хочется цитировать и цитировать – а это случается со мной нечасто.
Годится. Идем к третьему тому.

7 из 10